Почему Google форма очень популярна в России? Это простой, привычный и главное, удобный сервис, который позволяет проводить анкетирование, задавать клиентам вопросы, собирать данные, заносить их в таблички. Эти формы просты и удобны в использовании и главное, они бесплатны.
Законодательная база РФ в части хранения и использования персональных данных.
Подробнее про риски для бизнеса по ФЗ-152.
Использование Google форм для хранения персональных данных клиентов нарушает законодательство Российской Федерации. В России действует закон ФЗ-152, который требует, чтобы персональные данные граждан Российской Федерации хранились на серверах, расположенных на территории России. Сервера Google, к сожалению, данным требованиям не соответствуют.
Любой бизнес, который собирает электронную, почту, ФИО, телефоны и прочее, становится оператором персональных данных и автоматически попадает под действие ФЗ-152.
Какой ущерб понесет бизнес от несоблюдения закона ФЗ-152?
- Штрафы до 6 миллионов рублей;
- Риск привлечения к уголовной ответственности до двух лет лишения свободы;
- В законе есть пункт о трансграничной передаче данных, когда данные пользователей РФ переезжают на какие-то зарубежные сервера. По этому пункту тоже есть ответственность и штрафные санкции.
Подробнее про риски для бизнеса по статье 13.11 КОАП РФ
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ и повторное нарушение данного пункта влечет наложение штрафа на юридические лица от 60 до 300 тысяч рублей.
И здесь не только про Google формы, это касается всех данных пользователей РФ, которые хранятся на любых зарубежных площадках. А всегда вы получаете письменное согласие на использование персональных данных? Например, при сборе лидов? Понятно, что нет. В КОАП РФ есть отдельный пункт:
- Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных и повторное совершение данного нарушения влекут за собой ответственность в виде штрафа от 300 тысяч до 1,5 млн. рублей.
И это еще не все, есть более весомые штрафы: - Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, влечет наложение штрафа на юридические лица - от одного миллиона до шести миллионов рублей.
Альтернатива есть?
Изучив всю эту информацию понятно, что для предотвращения рисков наложения штрафов наверно нужно потихоньку или наоборот, ускоренно, переходить на другие инструменты. Каждый бизнес решает сам нести эти риски или принять их и продолжать работать в привычных инструментах.
Но, никуда не уходит риск того, что инструменты, которые вы сейчас используете, могут оказаться под санкциями с той или иной стороны и вы просто потеряете все данные. Например, потеряете клиентскую базу, а это главный актив бизнеса, потеря которого, может нанести серьезный ущерб. Поэтому такие данные нужно хранить как можно тщательнее и копировать на нескольких площадках.
Конечно, нужно рассматривать альтернативы. Мы в компании «Соль» в своей работе давно используем CRM формы Битрикс 24 когда нам необходимо: провести анкетирование, собрать ответы пользователей по качеству продукта, позвать на вебинар и собрать ответы клиентов, отправить бриф и так далее. И самое главное, данный продукт полностью соответствует всем требованиям закона РФ.
CRM-формы Битрикс 24 есть даже в бесплатном тарифе и дают возможность делать до 100 заполнений в месяц. Формы можно встроить на сайт и они все будут попадать в Битрикс24. Используя CRM формы в Битрикс24 вы можете: настраивать формы обратной связи, собирать информацию и отзывы клиентов, приглашать на мероприятия, проводить анкетирования и вообще вести любую коммуникацию с клиентами на сайте.
Подробнее о том, как настраивать CRM-формы вы можете прочитать у нас на сайте
Как использовать формы для создания формы обратной связи вы можете прочитать здесь
Мы надеемся, что вы получили подробную информацию о тех рисках, которые несет ваш бизнес при использовании Google форм. Теперь у вас есть возможность оценить, готовы ли вы смириться с данными рисками или все-таки вы будете делать шаги по снижению негативных последствий для бизнеса.
Если вам нужна помощь с настройкой или внедрением Битрикс 24, обращайтесь к нам по форме ниже, мы проконсультируем вас и подберем нужное решение.