Все мы знаем, что CRM не заменит нам живого менеджера, не создаст самостоятельно встречи с клиентом, не покажет верные отчеты, если мы не позаботимся о внесении данных. Одним словом, не превратит плохого работника в хорошего. Но! В эру технического прогресса, если правильно пользоваться инструментом CRM, можно рассчитывать на рост прибыли. Есть такая возможность, почему бы ею не воспользоваться?
Нам же довелось поработать над порталом для B2B - снабжение юридических лиц строительными материалами. Основными заказчиками выступают бизнес-центры, торговые-центры и другие коммерческие организации, затеявшие ремонт, реконструкцию или строительство с нуля.
Стартом для Битрикс24 стал тренинго-консалтинговый запуск. Для более лёгкого восприятия решено разделить внедрение на две части: наладить коммуникационную составляющую и отстроить второй блок «CRM». Бизнес заказчика к нашему удивлению был не до конца регламентирован, поэтому мы выступили архитекторами процесса работы с клиентом в CRM.
Процесс отработки любого обращения был налажен плохо, сотрудники не понимали, что такое CRM и как с ней работать, а главное какие преимущества в работе она может дать. Сделка заканчивалась успехом лишь в том случае, если клиент сам приходил с решительным настроем купить. Предпродажная подготовка велась устно, а если обращение носило характер «я еще не определился, я просто спросить…», то и вовсе могло быть утеряно и забыто.
Вторым моментом было то, что у нашего заказчика много регулярных клиентов, но нет выработанных скриптов получения от них информации. Аналитика данных по отгрузкам в основном происходила по усмотрению ответственного. Есть время – проверяем. Не забыли - отгружаем. Вспомнили про клиента - позвонили. Никакой системности.
Поскольку в оптовых продажах довольно большой оборот заказов, мы настаивали, чтобы 1С существовала отдельно от портала. Отговорили клиента от идеи работать только на портале, на наш взгляд это было бы сложно и затратно по ресурсам. Тем самым дали время привыкнуть и освоить CRM, не усложняя работу с отгрузками. Сотрудники по-прежнему работают с привычной программой, однако, мы построили интересную архитектуру, которая очень понравилась и прижилась у клиента.
Получились две воронки продаж: «привлечение клиентов» и «регулярные продажи». Воронка «Привлечение клиентов» - фактически удобный инструмент, чтобы не потерять входящий интерес и довести его до сделки «Подписание договора». Все предварительные этапы работы с клиентом перенесены в портал: фиксация поступившего обращения, выявление целевой или нецелевой покупатель обратился, отправка коммерческого предложения и т. д.. Когда договор с клиентом заключен, контрагент вручную заносится менеджером в 1С. Все заказы, счета создаются там же.
Воронка «Регулярные продажи» нужна только для того, чтобы заказы автоматически из 1С выгружались в портал. Позволяет следить за регулярностью продаж по конкретному клиенту. Типовыми средствами настроена односторонняя интеграция. Заказы в режиме реального времени выгружаются в Битрикс24 из 1С. Менеджер создает заказ в 1С, статусы заказов изменяются в 1С, в портал попадает конечная информация о заказе, его составе и статусах. А с портала менеджер уже прекрасно может проконтролировать всю историю взаимодействий с клиентом и как обстоят дела с заказом.
Схема работы получилась комфортной, не требующей дополнительных серьёзных трудозатрат.• ведение клиента до договора в портале централизованно, понятно и просто. Ничего не теряем и не забываем,
• отчетность регулярных сделок стало легче анализировать,
• единое пространство для работы с задачами сотрудников,
• целесообразный почтовый сценарий: клиентам с известным email-адресом, письма фиксируются в историю контакта, а неизвестные адреса никак не обрабатываются CRM.
Планируется провести ряд работ:
• проверка регулярности заказов и отгрузок по каждому клиенту на портале. В CRM можно будет организовать уведомление менеджеру, что его клиент в этом месяце не проявлял активность,
• перенос офисной телефонии на портал, поиск звонка от нужного клиента, будет осуществляться по истории взаимодействий в его карточке.
Мы ясно понимаем, что наш заказчик не будет пользоваться функционалом живой ленты, сложными бизнес-процессами, созданием групп для коллективной работы. Однако, коллеги неплохо влились в использование мобильного приложения, интегрировали свои календари, стали централизованно ставить задачами с чек-листами, пока этого вполне достаточно.Сейчас уже можно сказать, что главная наша задача выполнена! CRM внедрена, ею пользуются ежедневно. Мы не усложнили работу организации, мы её упорядочили и структурировали. Помогли выбрать актуальный для целей компании функционал и грамотно его настроили.
Уходя от обыденного процесса, открывайте для себя уникальный подход к внедрению CRM. А мы всегда готовы вам помочь!